Продолжу рассказ об Александре и его рабочих и отвечу на его сообщения.
Когда я начинал ремонт, я действительно выбирал среди нескольких бригад. Никакого игнорирования не было - я получил смету от всех участников тендера и всем, потом всем, кто его по тем или иным причинам и прошел, позвонил и сказал, что на данный момент я с ними не готов работать.
Затем у меня был 1 мастер, с которым в прошлом делали ремонты - он проработал 2 дня и запил. Как только я это узнал - выгнал его и позвал Александра. Так что "начатый ремонт" - это 2 квадратных метра положенных гипсоблоков.
Что касается диктовки последовательности работ - мне кажется, что это нормально требовать полного завершения одного пункта работ, прежде чем приступать к следующему. Потому что команда Александра очень любит сделать что-то не до конца и потребовать оплаты, как будто все сделано. Аргументы, что надо сначала доделать, потом будет приемка и уже затем плата, воспринимаются как "диктаторство" и "затягивание оплаты"
Про материалы - я очень не хотел этим заниматься, но Александр не смог мне предоставить его закупочных цен и вообще какого - внятного ценообразования за его услугу по поставке материала. "Мне некогда выбирать поставщиков - я приезжаю на рынок, говорю что мне надо и куда и мне это привозят" - вот как объясняет схему Александр. Поэтому я самостоятельно выбирал и материалы, разумеется советуясь с рабочими, и выбирая поставщиков.
Когда мы заключали договор, к нему должен был прилагаться список материалов и датами поставки. Когда подписывали - его не было, а было обещание прислать "завтра". В итоге список черновых материалов я так и не получил. Получил только список расходных материалов, типа 100 пар перчаток, 10 шпателей и пр.
Про поставку материалов я всегда узнавал от рабочих. Просил их говорить мне о необходимости заранее, чтобы у меня было 2-3 дня на организацию поставки. В итоге почти всегда квартира была завалена материалами и рабочие их таскали туда-сюда. Это к вопросу о диктатуре последовательности работ: еще не доделали стяжку, как уже просят привезти плитку на стены.
Когда я в договоре добавлял пункт о письменном фиксировании сроков поставки материалов - Александр был очень против и в мы итоге сошлись на том, что "все мы люди" - договоримся устно. Потом обязанность договариваться о материалах со мной была сгружена на рабочих. Вот теперь он жалеет о своем решении - правильно.
Как здорово, что Александр затронул тему стяжки - это был очень показательный пример работы его команды:
Весь пескобетон покупался в одном месте, завозился двумя этапами, как было оговорено с Прорабом. Готовили раствор в центральной комнате - в гостинной. Там-то и появились самые проблемы с бухчением. То есть как-то так совпало, что там, где больше всего топтались, забухтела стяжка. Ну да ладно, идем дальше. Как только мы обнаружили бухтящую стяжку (прораб с рабочими "сдавали" готовую стяжку и рассчитывали, что завтра я ее уже оплачу), мы сказали, что это не годится. На что прораб сказал - что это вполне нормально, что стяжка "немного бухтит" и что это большая проблема ее переделывать - что "и так будет ок". После часа препирательств он-таки согласился переделать, раз мы такие вредные. На следующий день появились обвинения в "некачественном пескобетоне" и требованием оплатить работы по переделке и покупке нового, "качественного" пескобетона. Рабочие действительно показывали куски сухого песка, который они выковыряли из бухтящей стяжки.
Затем я попросил показать, что чем же мой пескобетон хуже "хорошего". В коридоре стояло 2 мешка - и рабочие показали, что вот этот темнее - значит лучше, а вот этот светлее, значит хуже. Ок, вполне можно согласиться. Вот только темнее был пескобетон, который покупал я, а "правильный пескобетон от прораба" был светлее и соответственно хуже, по версии самих же рабочих.
Так что налицо желание максимально минимизировать свои расходы - спихнуть всю вину на заказчика.
Про теплый пол тоже было феерично: во-первых, были сделаны раскладки с указанием, куда какой пол надо укладывать и сколько надо отступать от стен и между матами. На эти раскладки рабочие почему-то решили не смотреть, а сразу взяться за дело и начать кроить маты. После того, как они попытались "впихуть" 3м² мата, который был предназначен совсем для другого места, в 2,5м², у меня на выходе получилось порезанное полотно теплого пола, уже примазанное к полу клеем. Ну и разумеется ни какими правильными отступами там и не пахло - рабочие ругались, говорили, что это не их работа класть теплые полы, что они это делать не умеют, но почему-то взялись. Итого, заставил отодрать и сделать все при непосредственном присутствии прораба. Получилось не лучше. Пришлось уезжать с работы и показывать самому, как 2,5м² мата можно положить на 2,5м² пола согласно моей схеме.
С одним "теплым полом" я действительно просчитался, но это понял еще до того, как рабочие начали его укладывать на предназначенное для него место. Тут я просто купил правильный, а неправильный забрал (правда они этот "неправильный" уже пытались уложить в другие места, так что он был уже сильно порезан и в магазин его уже не вернуть)
Понятно, что у Александра "нет слов" поводу угроз в мой адрес - тут ему и сказать-то больше нечего. Мне Александр обещает "неудобств" и за мои отзывы на его "компанию" - говорит "я твой телефон раздам рекламщикам, на него будут всякие звонки приходить". То, что это противозаконно и достаточно легко исправляется, Александру, видимо, рекламщики после этого рассказали.
Ну и по поводу проблемных людей: то, что Александр считает, что те, кто проверяет качество работ на всем протяжении ремонта проблемные люди - говорит и о подходе к выполнению работ и об отношении к клиентам лучше, чем мои рассказы