О том, почему современное поколение обречено
на провал.
В журнале Time опубликована статья, которая является пощечиной всему
современному поколению молодых людей. По мнению автора,
представительпоколения Y, или, как его еще называют, миллениал, не способен
справляться с вызовами, которые готовит ему жизнь.
Посмотрите профили пользователей социальных сетей, у которых в фотоальбоме
«Немножко меня» содержится около 300 фотографий. Почитайте твиттер человека,
который пишет так же, как и фотографирует в инстаграм: там пусто, ни смысла,
ни идей, ничего. И тогда вы поймете, что проблема, которую затрагивает в своей
работе журналист Джоэл Штейн, является актуальной как никогда.
AdMe.ru предлагает вам прочитать переведенную статью, которая заставит заново
взглянуть на ставшие привычными вещи.
— Я собираюсь сделать то, что делали старики на протяжении всей истории
человечества: я назову тех, кто моложе меня, ленивыми, эгоистичными
и поверхностными. Однако — и в отличие от своих предков — я располагаю
соответствующими исследованиями, статистикой и цитатами авторитетных
академиков. Короче говоря, у меня есть доказательства.
Кстати, если вы принадлежите к поколению ЯЯЯ (от англ. МеМеМе) и родились
в промежутке между 1980 и 2000 годами, то ваше мнение будет особенно интересно.
Нарциссическое расстройство личности встречается у нынешних двадцатилетних
втрое чаще, чем у поколения тех, кому сегодня 65 +; студенты 2009 года на 58%
более нарциссичны, чем студенты 1982го.
По мере взросления миллениалы получают такое количество поощрительных
призов за участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях, что 40% из них
рассчитывают на повышение каждые два года, вне зависимости от успехов.
Они одержимы славой: опрос 2007 года показывает, что школьниц, которые
хотят стать личным ассистентом известного человека, втрое больше, чем тех, кто
хочет стать сенатором; тех, кто предпочтет работу ассистента работе
генерального директора крупнейшей корпорации — вчетверо больше.
Они уверены в собственной крутизне: 60% из них считают, что способны
Индустриальная революция сделала индивида сильнее — у него появилась
возможность переехать в город, заняться бизнесом и создать собственную
организацию. Информационная революция только усугубила процессы эмансипации,
предоставив человеку технологии, с помощью которых он может бросить вызов
большим организациям: блоггеры против газет, YouTubeрежиссеры
против
голливудских студий, индиразработчики
и хакеры против индустрий и корпораций,
террористыодиночки
против целых государств...
Поколение Я породило Поколение ЯЯЯ, чьи технологии эгоизма стали только мощнее.
Если в 1950х
типичная американская семья среднего класса вешала на стены своего
дома свадебное, школьное и, возможно, армейское фото, то сегодня она окружена
85 фотографиями себя и своих питомцев.
интуитивно определить, что правильно, а что нет. При этом большинство тех, кому
сегодня от 18 до 29 лет, все еще живут с родителями.
Они действительно ленивы: в 1992 году около 80% людей в возрасте до 23 лет
хотели получить работу с высокой степенью ответственности; 10 лет спустя этот
показатель упал до 60%.
Миллениалы разных стран отличаются друг от друга, но благодаря социальным
сетям, глобализации и скорости перемен у молодого человека из одной страны
куда больше общего с людьми из другой страны, чем со старшими поколениями
внутри его собственного народа. Даже в Китае, где семья исторически важнее
индивида, интернет, урбанизация и политика «одна семья — один ребенок»
формируют новое поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе
людей.
Все это уже не проблема сугубо богатых: бедные даже более нарциссичны,
материалистичны и зависимы от технологий. Они — самое грозное и волнующее
поколение со времен бэбибумеров.
И не потому, что хотят прорваться к власти,
а потому, что растут без нее.
Миллениалы выросли в эру приумноженного Я. Они фиксируют каждый свой шаг
(FitBit), местоположение (Foursquare) и генетические данные (23 and Me). При этом
по сравнению с предыдущими поколениями они проявляют гораздо меньшую
гражданскую активность и почти не принимают участия в политической жизни.
Помимо нарциссизма одним из ключевых их качеств является «оборзевшесть». Если
ты хочешь продать семинар для менеджеров среднего звена, посвяти его тому, как
справиться с молодыми сотрудниками, которые пишут имейлы напрямую гендиректору
и сливаются с проекта, кажущегося им скучным.
Несмотря на уверенность в своем будущем, молодые люди растягивают жизненный
этап между подростковым возрастом и совершеннолетием. Идея подростка возникла
в 1920х;
в 1910м
лишь незначительный процент детей шел в среднюю школу.
Большинство их социальных интеракций происходило со взрослыми членами
их собственных семей или на рабочем месте.
Сегодня мобильные телефоны позволяют детям социализироваться ежечасно —
по данным Pew, они отправляют порядка 88 сообщений в день и живут под
постоянным влиянием своих друзей.
«Давление сверстников антиинтеллектуально,
— говорит Марк
Баурляйн, профессор английского
в Emory. — Истории не известны люди,
которые могли бы повзрослеть под
влиянием одногодок. Чтобы
развиваться, тебе нужны те, кто старше:
17летние
не взрослеют, если общаются
только с 17летними...
»
Миллениалы взаимодействуют с миром круглые сутки, но в основном через экран.
Встречаясь друг с другом, они продолжают писать сообщения в телефоне. 70% из них
проверяют свой телефон каждый час, многие испытывают синдром фантомной
вибрации в кармане.
Постоянный поиск дозы дофамина («Ктото
лайкнул мой пост на фейсбуке!») снижает
креативность. По данным тестов Торранса, креативность молодежи росла с середины
1960х
до середины 1980х.
Затем падала — и резко обвалилась в 1998м.
Начиная
с 2000 года аналогичное падение показателей наблюдается относительно эмпатии,
которая необходима, чтобы интересоваться другими людьми и точками зрения. Это,
вероятно, связано с ростом нарциссизма и нехваткой коммуникаций «лицом к лицу».
В чем они действительно мастаки, так это в умении превращать себя в бренды
с огромными хвостами из «френдов» и «фолловеров». Как и в случае с любыми
другими продажами, позитив и уверенность в себе работают здесь на ура.
«Люди раздувают себя, как шары, на фейсбуке», — говорит Кейт Кембл, профессор
психологии университета Джорджии. Когда все рассказывают тебе о своих вечеринках
и успехах, ты начинаешь приукрашать и собственную жизнь. Активничая в инстаграме,
YouTube и твиттере, ты можешь стать микрозвездой.
Современное поколение выросло на реалитишоу,
которые являются, по сути,
документалками о нарциссах. Они подготовлены жить в этом жанре.
«Большинство людей не самоидентифицируются до 30. Сегодня, однако, люди
самоидентифицированы уже в 14, что можно считать серьезным эволюционным
скачком», — говорит Дорон Офир, директор по кастингу в таких популярных телешоу,
как Jersey Shore, Millionaire Matchmaker, A Shot at Love и др.
В 1979 году Кристофер Лэч писал в своей «Культуре нарциссизма»:
«Медиа питают нарциссические мечты о славе, воодушевляя простых людей
идентифицировать себя со звездами и ненавидеть „стадо“, тем самым делая
банальность повседневного существования все более невыносимой».
Самоактуализация миллениалов — это скорее продолжение определенной культурноисторической
тенденции, нежели революция на фоне былых поколений. Они
не являются новым видом, но лишь мутантами.
Их надменная дерзость — это не столько защитная реакция, сколько технология
адаптации к среде обитания — миру изобилия.
«На протяжении всей истории большинству людей
была уготована скромная роль фермеров. Эта роль
едва ли способна реализовать индивида в полной
мере», — говорит Джефри Арнетт, профессор
психологии из университета Кларка.
Те, кто не хочет взрослеть, откладывают принятие серьезных жизненных решений,
поскольку выбирают из огромного ассортимента карьерных опций, многих из которых
еще не существовало десятилетие назад. Что за идиот будет карабкаться
по карьерной лестнице в компании, если еще до 26 лет ему предстоит сменить около
7 работ?
Благодаря онлайнсвиданиям,
социальным сетям и возможности поддерживать
интернациональные связи людям больше не нужно вступать в брак с одноклассниками
или даже гражданами одной с ними страны. Увеличение средней продолжительности
жизни и развитие технологий позволяют женщинам забеременеть и в 40 — большие
решения можно отложить. Средний возраст вступления в брак для американки вырос
с 20 лет 6 месяцев в 1967м
году до 26 лет 9 месяцев в 2011м.
В принципе, то, что считается типичным поведением этих людей, — это то, как
богатенькие детки вели себя всегда. Изменилось вот что: подобно Прометею,
интернет демократизировал общество, открыв молодежи информацию и возможности,
некогда доступные только обеспеченным.
Поскольку молодежь не уважает власть, она ею и не возмущена. Именно поэтому они
являются первыми небунтующими подростками.
«MTV всегда было территорией,
свободной от родителей, — говорит
президент MTV Стивен Фридман,
который сегодня включает родителей
едва ли не в каждое свое шоу. — Одно
из наших исследований показало, что
современная молодежь делегирует свое
суперэго родителям. Даже когда речь
идет о самом простом решении — наша
аудитория обращается за советом
к маме и папе».
В 2012 году реклама браузера Google Chrome показывала студентку, обсуждающую
все мелочи своей жизни с отцом. «„Родители не поймут“ — это устаревшее клише.
Родители большинства моих друзей активны в социальных сетях, они шарят
и лайкают с ними всякие штуки», — говорит Джессика Бриллхарт, режиссер Google’s
Creative Lab, автор упомянутого рекламного ролика.
«И правда — трудно ненавидеть родителей, когда они тоже слушают рэп».
«Представьте, если бы у бэбибумеров
был YouTube, какими нарциссами они бы
казались? — говорит Скотт Хесс, вицепрезидент
SparkSMG, чьи маркетинговые
исследования воодушевляют корпорации работать с молодежью. — Представьте,
сколько чертовых инстаграмов людей, валяющихся в грязи на Вудстоке, мы бы
увидели! Мне кажется, в большинстве случаев старшие обвиняют миллениалов
за технологии, которым случилось появиться именно сейчас».
Компании тем временем начинают подстраиваться не только к привычкам молодых
людей, но и к их ожиданиям в отношении рабочей атмосферы.
Четверть из 2200 сотрудников DreamWorks — младше 30. Дэн Сатервайт, вот уже
23 года ответственный за департамент межличностных отношений в DreamWorks,
говорит, что пирамида Маслоу велит компании не только платить деньги своим
сотрудникам, но и обеспечивать им самоактуализацию.
В течение рабочих часов у сотрудника DreamWorks есть возможность посетить
мастеркласс
по фотографии, скульптуре, живописи, кинематографии и карате. После
того как один из сотрудников настойчиво объяснил, что карате — это не то же самое,
что джиуджитсу,
компания добавила и класс по джиуджитсу.
Поколение Y использует свои коммуникационные преимущества, чтобы выбить для
себя лучшие условия и в работе с традиционными институциями. Гарри Стителер,
15 лет рекрутирующий новобранцев в армию США, искренне восторгается ими:
«Новое поколение понимает все еще
до того, как ты открыл рот. Они на тричетыре
шага впереди. Они приходят
и говорят: я хочу сделать это, а потом
я сделаю это, но хочу затем сделать
и это».
Психологи сходятся в одном: миллениалы милы. «Меня удивляет весь этот позитив.
Интернет всегда был на 50% позитивный, на 50% негативный. Но сегодня
соотношение 90 к 10 в пользу позитива», — говорит Шейн Смит, гендиректор VICE,
который переформатировал свою компанию для поколения Х в новую, когда начал
публиковать онлайнвидео
для аудитории помоложе.
Они склонны принимать различия, причем не только касательно геев, женщин или
меньшинств, но в отношении всех. «Больше нет всех этих „мы против них“. Может
быть, поэтому современное поколение и не бунтует», — говорит 17летняя
Тави
Джевинсон, управляющая фешенжурналом
Rookie в свободное от школы время.
Том Брокоу, автор понятия «величайшее из поколений», считает, что жизненная
осторожность этих людей — это разумный ответ на их мир. «Они бросают вызов
привычному и ищут новые пути решения вопросов. Это и рождает вот этого
пошатывающегося индивида, который пишет эппы и создает новую экономику».
Миллениалы настойчивы и оптимистичны. Прагматичные идеалисты, они пользуются
системой; скорее мыслители, нежели мечтатели, лайфхакеры. У них нет лидеров,
и именно поэтому у площади Тахрир и Occupy Wall Street было еще меньше шансов
на успех, чем у любых предшествовавших им революций.
В большинстве своем они нуждаются в постоянном одобрении и публикуют свои фото
из примерочных в магазине. Они жутко боятся чтонибудь
упустить и создают для
всего акроним. Они одержимы знаменитостями, но не идеализируют их.
Они не ходят в церковь, потому что не хотят идентифицироваться с большими
институциями. Треть людей в возрасте до 30 — самый высокий процент в истории —
не являются религиозными.
Новый опыт важнее для них, чем материальные вещи. Они спокойны, сдержанны
и не оченьто
пассионарны. Они информированы, но неактивны. Они за бизнес. Они
любят свои телефоны, но ненавидят по ним разговаривать.
Они не только самое большое поколение, которое когдалибо
было известно
человечеству, но и, вероятно, последняя большая социальная группа, по поводу
которой можно делать обобщения. Уже сегодня внутри молодежи зарождаются
автономные микропоколения.
Они настолько уверенно держатся перед камерами, что у современного младенца
в США больше портретов, чем у французского короля XVII века.
Да, у меня есть данные о том, что миллениалы ленивы и нарциссичны. Однако
величие поколения определяется не данными, но тем, как это поколение справляется
с вызовами, обрушивающимися на него.