Посмотрели вчера с мужем вебинары Блюхтеровой. Информация интересная, во втором ролике с середины даже очень полезная именно для нас. Но вот подача грустная-грустная, и мы пришли к выводу, что нет контакта у оратора с аудиторией. Некоторые вещи путает, складывается такое впечатление. И тут же только говорила, что ткнуть, толкнуть и ущипнуть - это не агрессия, а способ познания мира, а через пять минут появляется ребёнок-агрессор и избитые им дети. И все это под "80 или 90% мам так поступают!", а у меня другая своя статистика. 99% мам так не поступают. И я ни разу не видела ту самую одну маму, одну сотую процентов, которая бы сидела на лавке и смотрела как её ребёнок кого-то избивает. Бред полный. Вот не встречалась с таким ни разу. А заехать по лбу лопаткой друг другу такой стандарт, причём у них это взаимно. Один подстрекает, другой отвечает по фейсу, и тут же подлетают мамы, одна жалеет своего, вторая, соответственно, ругает своего за такой способ познания мира. :))))
Рискну предположить (очень возможно, что я ошибаюсь), но мне показалось, что Вы очень большое внимание уделяете мнению "патентованных" детских психологов, специалистов по воспитанию детей и т.п. Мы тоже с женой прочитали и обсудили в своё время и Гиппенрейтер, и Друкерман, и Найджела Латта, и много чего ещё.
Самый главный вывод, к которому мы с ней пришли - вообще отказаться от применения предлагаемых авторами шаблонов поведения в конкретных ситуациях. Аргументация предельно проста: любая ситуация развивается в динамике. Даже в самых простых случаях она представляет собой целую серию элементарных транзакций, причём каждый следующий шаг зависит от предыдущего. Причём таких шагов в каждой ситуации, как правило, не менее четырёх: действие ребёнка - реакция родителя - вопрос ребёнка - ответ родителя. Зачастую таких шагов даже больше. Так вот, в любой книге по воспитанию рассматривается, как правило, наиболее вероятный сценарий развития ситуации, с учётом социокультурной среды и личного профессионального опыта детского психолога. Более того, сами конкретные примеры зачастую неосознанно подбираются автором таким образом, чтобы подтвердить свою теорию.
На мой взгляд, самая главная польза от книг по воспитанию - в передаче некоторой суммы общих принципов. А вот придумывать, как их реализовывать на практике, приходится уже самим родителям, проявляя наблюдательность и житейскую мудрость.
Кстати, сами общие принципы, наверное, универсальны:
1. Слышать ребёнка, признавать в нём самостоятельную личность со своими интересами, желаниями и (что важно!) собственным образом желаемого будущего.
2. Быть последовательным: выбрать и придерживаться какой-то одной тактики и стратегии в воспитании. Зачастую это самое сложное, кстати.
3. Создавать условия, при которых у ребёнка проявляются его сильные стороны. Это и психологически комфортная обстановка дома, и мотивация на результат, и высказывание поощрений за достигнутые результаты.
4. Постоянно давать ребёнку обратную связь, комментируя как хорошее его поведение, так и плохое. При этом важен доверительный эмоциональный контакт, т.к. это способствует развитию эмпатии.
Наверное, 90% литературы по воспитанию детей можно заменить пунктами 1-4. Шутка, конечно. Полезно, конечно же, почитать, как эти пункты раскрываются в той или иной воспитательной концепции. Но не стоит, на мой взгляд, относиться ко всем этим концепциям слишком серьёзно. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Зачем его "засовывать" в те или иные умозрительные авторские парадигмы? Иногда мне кажется (лично к Вам это, разумеется, не относится - не тот случай), что некоторые родители пытаются за всеми этими воспитательными пособиями заслониться от необходимости выйти на своего ребёнка "с голыми руками" (с открытым сердцем) и начать свою личную уникальную воспитательскую историю.
Вот как-то так, наверное)