Перейти к содержимому

 

Ремонт
Фотография

Альтернативное обучение - СО, ДО


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 257

#81 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 13:32

Сейчас я готов сказать какое имею   мнение на этот счет:

Школьное образование обязательно должно быть в жизни каждого ребенка, кроме случаев, его одаренности (гениальности/сверхпотенциала, большого таланта) в какой либо области и обязательно желания развиваться в этом направлении, либо наоборот, когда тяжело учиться со всеми вместе тк ребенок не успевает, трудно воспринимает информацию и т.д..

В таких случаях, которые на мой взгляд единичны, можно рассматривать альтернативную систему обучения. Именно рассматривать, а не непременно переходить на нее.

 т.е.  если у ребенка явный талант к математике, есть смысл для начала перевести его в другую школу/колледж/лицей с углубленным изучением данных предметов, где будут более сильные преподаватели, где одноклассники будут возможно не менее одаренными.

+почему именно рассматривать переход на СО, потому что к этому готов должен быть и ребенок и родители (нужно и время и деньги и знания).

 

В целом разделяя сказанное вами, отмечу, что СО может оказаться также очень эффективным в ситуациях, когда у ребёнка есть выраженная познавательная мотивация. В этом случае с ним гораздо эффективнее будет заниматься по системе развивающего обучения, что практически невозможно в больших группах. Школа вынужденно использует иные формы мотивации к получению образования, зачастую в ущерб познавательной. Я много писал об этом выше, так что не буду повторяться.


  • Йожег это нравится

#82 Oduvanchik

Oduvanchik

    Авторитет

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 3 567
  • Адрес:Б-р Космонавтов д.7 (11 корп)
  • Имя:Надежда

Отправлено 08 Март 2016 - 13:38

dekin , мне очень нравится как Вы отстаиваете свою позицию. Все обоснованно, и читать Вас очень интересно. Может это уже где-то упоминалось или даже об этом говорилось подробнее, но, если не сложно, ответьте мне на вопрос: как все это происходит в жизни? Ребенок занимается с репетиторами в частном порядке по всем предметами? Или как? Я просто не представляю.

#83 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 14:22

dekin , мне очень нравится как Вы отстаиваете свою позицию. Все обоснованно, и читать Вас очень интересно. Может это уже где-то упоминалось или даже об этом говорилось подробнее, но, если не сложно, ответьте мне на вопрос: как все это происходит в жизни? Ребенок занимается с репетиторами в частном порядке по всем предметами? Или как? Я просто не представляю.

 

Всё зависит от возможностей родителей (время, деньги) и ступени обучения (начальное, общее, среднее полное). Возможны различные варианты.

Начальное обучение при наличии временных возможностей вполне могут достойно организовать сами родители. В средней и старшей ступени, возможно, наиболее целесообразно будет по ключевым предметам работать индивидуально с профессионалами (русский, математика + какие-то другие предметы, которые вы считаете важными) - по ним и учащиеся обычных школ часто занимаются дополнительно, а по остальным - с помощью технологий дистанционного обучения. В наши дни существует масса прекрасных ресурсов для этого. Вот, хотя бы, в качестве примера.

А так, вообще, всё очень индивидуально. Кому-то важнее физ.-мат., например. Там стратегия может быть совсем другой. Существуют заочные школы при МГУ ("малый мехмат"), или при физтехе (ЗФТШ), которые в данном случае могут стать главными драйверами при обучении математике и физике.

Также не стоит также забывать, что при СО вы должны проходить аттестацию где-то раз в полгода, что тоже задаёт определённые вехи и влияет на формирование индивидуального плана обучения.


Сообщение отредактировал dekin: 08 Март 2016 - 14:30

  • Oduvanchik это нравится

#84 Сибиряк

Сибиряк

    Авторитет

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 7 799
  • Город:Красногорск
  • Имя:Олег

Отправлено 08 Март 2016 - 14:23

dekin , не пойму, откуда такая предвзятость к учителям в школе о несправедливости выставляемых ими оценок, в то время как на олимпиадах те же учителя оценивают детей- и тут Вы говорите, что они объективны. Тем более, что на олимпиаду отправляют как раз детей, которые проявили себя лучше, чем остальные по факту оценок, а не по родительской любви к своему чаду.
  • Pava это нравится

#85 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 14:37

dekin , не пойму, откуда такая предвзятость к учителям в школе о несправедливости выставляемых ими оценок, в то время как на олимпиадах те же учителя оценивают детей- и тут Вы говорите, что они объективны. Тем более, что на олимпиаду отправляют как раз детей, которые проявили себя лучше, чем остальные по факту оценок, а не по родительской любви к своему чаду.

 

Проблема не в несправедливости оценок, выставляемых учителями, а в том, что дети начинают слишком активно сравнивать себя с другими, что негативно отражается на их мотивации (проверенный факт!). На олимпиаде же ребёнок хоть и сравнивает себя с другими, но (а) делает это не на ежедневной основе, (б) результаты интерпретируются не как оценки (зачем переживать по поводу сравнения своего уровня с уровнем других детей, которых впервые видишь в своей жизни?), а именно как личные достижения для сравнения со своими предыдущими достижениями и (в) выставляются относительно непредвзято.


Сообщение отредактировал dekin: 08 Март 2016 - 14:58

  • Йожег это нравится

#86 Pava

Pava

    Бригадир всея Холмы

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 10 246
  • Адрес:Космонавтов, 4 Секция 2
  • Город:RedHillTown
  • Имя:Павел

Отправлено 08 Март 2016 - 14:38


Начальное обучение при наличии временных возможностей вполне могут достойно организовать сами родители.

сомнительно, кроме времени, нужны знания, знания как правильно преподносить мат-л, как заинтересовать ребенка т.е. родителям надо освоить профессию преподавателя, а это мало того, что сложно и времязатратно, так еще и не всем дано в силу характера например.

 


по остальным - с помощью технологий дистанционного обучения.
дети хотят общаться со сверстниками, проводить время с друзьями, дистанционное обучение как правило = отсутствию обучения.

 


В средней и старшей ступени, возможно, наиболее целесообразно будет по ключевым предметам работать индивидуально с профессионалами (русский, математика + какие-то другие предметы, которые вы считаете важными) - по ним и учащиеся обычных школ часто занимаются дополнительно

собственно напрашивается вопрос, смысл в СО, где многое положено на плечи родителей у которых не всегда, есть время деньги и на детей, где должна быть тяга к учебе, ответственность, дисциплина и многие другие качества, которыми дети как правило не обладают? если можно учась в школе получать общие знания, а на допзанятиях "прокачивать" ключевые предметы. Да, как в Вашем примере будет не интересно на алгебре например и придется решать контрольные за весь класс, что бы не было скучно, но при этом не будет пробелов в неключевых дисциплинах, которые с большой долей вероятности могут появиться при "дистанционном" обучении например.



#87 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 14:55

Да, как в Вашем примере будет не интересно на алгебре например и придется решать контрольные за весь класс, что бы не было скучно, но при этом не будет пробелов в неключевых дисциплинах, которые с большой долей вероятности могут появиться при "дистанционном" обучении например.

 

При СО вы обязаны проходить аттестацию по всем предметам. Так что школа в любом случае проследит, чтобы ФГОСы были освоены в полном объёме.

 

собственно напрашивается вопрос, смысл в СО, где многое положено на плечи родителей у которых не всегда, есть время деньги и на детей, где должна быть тяга к учебе, ответственность, дисциплина и многие другие качества, которыми дети как правило не обладают?

 

Нигде не говорится о том, что СО - это некая универсальная модель обучения, подходящая для всех. Вообще, мне, если честно, непонятно желание многих людей найти какие-то стандартные кальки, пригодные на все случаи жизни. По-моему, весь цимус, как раз, именно в уникальности твоей конкретной жизненной траектории. А уникальной она становится если ты постоянно: (а) имеешь возможность выбирать из различных альтернатив, и (б) делаешь свой осознанный выбор.

В этом смысле СО - это всего лишь одна из возможных альтернатив. Ещё раз: СО - это возможность, а не необходимость. Для некоторых родителей и детей эта возможность может оказаться полезной. Даже простое знание о том, что такая возможность обучения существует, само по себе, на мой взгляд, является очень ценной информацией.


  • Rhaegal, Lana и Йожег это нравится

#88 Pava

Pava

    Бригадир всея Холмы

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 10 246
  • Адрес:Космонавтов, 4 Секция 2
  • Город:RedHillTown
  • Имя:Павел

Отправлено 08 Март 2016 - 16:16


не говорится о том, что СО - это некая универсальная модель обучения, подходящая для всех. Вообще, мне, если честно, непонятно желание многих людей найти какие-то стандартные кальки
Если модель не универссальна - она уникальна, и каждом конкретном случае своя, какой смысл в обсуждении уникальных моделей на массовом форуме? 

#89 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 16:39

Если модель не универссальна - она уникальна, и каждом конкретном случае своя, какой смысл в обсуждении уникальных моделей на массовом форуме? 

 

А зачем вообще людям общаться, если каждый человек уникален? Или массовые форумы - для массовых людей?)))


Сообщение отредактировал dekin: 08 Март 2016 - 16:49

  • мещанка это нравится

#90 Сибиряк

Сибиряк

    Авторитет

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 7 799
  • Город:Красногорск
  • Имя:Олег

Отправлено 08 Март 2016 - 17:16

Проблема не в несправедливости оценок, выставляемых учителями, а в том, что дети начинают слишком активно сравнивать себя с другими, что негативно отражается на их мотивации (проверенный факт!). На олимпиаде же ребёнок хоть и сравнивает себя с другими, но (а) делает это не на ежедневной основе, (б) результаты интерпретируются не как оценки (зачем переживать по поводу сравнения своего уровня с уровнем других детей, которых впервые видишь в своей жизни?), а именно как личные достижения для сравнения со своими предыдущими достижениями и (в) выставляются относительно непредвзято.

Хм... Ну представьте, например, что на ринг пришёл боксер, которого тренировал родитель. Этот боксер ни разу не видел других боксеров и тем более, ни разу с ними не спаринговался. Какой итог будет этого спаринга? Или шахматист, у которого соперником были только его папа и мама? Который не взаимодействовал с аналитиков других людей? И таких параллелей можно очень много провести и везде итог будет один: выиграет тот, кто взаимодействовал для своего опыта с большим количеством людей(конкурентов). А мотивация- это эндогенное желание, а вы его постоянно путаете со стимуляцией.

#91 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 17:42

Хм... Ну представьте, например, что на ринг пришёл боксер, которого тренировал родитель. Этот боксер ни разу не видел других боксеров и тем более, ни разу с ними не спаринговался. Какой итог будет этого спаринга? Или шахматист, у которого соперником были только его папа и мама? Который не взаимодействовал с аналитиков других людей? И таких параллелей можно очень много провести и везде итог будет один: выиграет тот, кто взаимодействовал для своего опыта с большим количеством людей(конкурентов). А мотивация- это эндогенное желание, а вы его постоянно путаете со стимуляцией.

 

Во-первых, я ничего не путаю. Мотивация - это всегда внутренняя потребность субъекта. Просто бывает мотивация познавательная "Я хочу узнать!", бывает соревновательная "Я хочу быть лучше, чем Вася!", а бывает негативная "Я не хочу получить двойку!". При этом способов усиления/ослабления различных мотиваций - великое множество. Например, оценки воздействуют на соревновательную мотивацию (стимулируют, либо дестимулируют её, если так угодно), а также на негативную мотивацию, в то время, как наводящие вопросы об окружающем мире в доверительном разговоре с родителем могут развивать (стимулировать, если угодно) познавательную мотивацию. Короче, любая стимуляция в вопросах обучения всегда является опосредованной в том смысле, что она воздействует не на учащегося, а на его мотивацию.

 

Во-вторых, не стоит сравнивать школьное образование с боксёрским рингом. К образованию соревновательная модель применима только в очень ограниченной области конкурсов и олимпиад.  Образование - это не соперничество, а индивидуальный процесс получения знаний, управляемый мотивацией учащегося. Если мотивация преимущественно соревновательная, то ребёнок работает исключительно на оценку, а знания становятся вторичным продуктом в этой погоне. Если она негативная, то ребёнок работает на достижение минимально необходимого ему результата. И только в том случае, если мотивация преимущественно познавательная, ребёнок достигает по-настоящему высоких образовательных результатов. Причём достигает он их, в основном, самостоятельно, а родитель выполняет функцию не столько преподавателя, сколько менеджера, управляющего его временем (расписание, приоритеты) и иными ресурсами (доступ к профессионалам, пособия, методики). Развивающая модель обучения, на самом деле, об этом, а не о всякой формалистической ерунде типа системы Занкова, Эльконина-Давыдова или, прости господи, Петерсон.



#92 Сибиряк

Сибиряк

    Авторитет

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 7 799
  • Город:Красногорск
  • Имя:Олег

Отправлено 08 Март 2016 - 17:59

dekin , опять вы смешали мотивацию и стимуляцию.... И потом, судя по нелюбви к оценочной системе знаний, то какова должна быт её альтернатива? Просто выполнил задание и все, молодец? А как выполнил: хорошо или плохо, на 5 или на 2- не скажу дабы не демотивировать? И почему соревновательная модель не применима? Она вообще применима во всем: делай лучше, качественные и быстрее чем другие!))

#93 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 18:43

dekin , опять вы смешали мотивацию и стимуляцию.... И потом, судя по нелюбви к оценочной системе знаний, то какова должна быт её альтернатива? Просто выполнил задание и все, молодец? А как выполнил: хорошо или плохо, на 5 или на 2- не скажу дабы не демотивировать? И почему соревновательная модель не применима? Она вообще применима во всем: делай лучше, качественные и быстрее чем другие!))

 

1. Я не смешиваю мотивацию и стимуляцию.

2. Лучшая мотивация к обучению - познавательная.

 

Пожалуйста, прочитайте моё предыдущее сообщение внимательно. Там всё написано.



#94 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 19:59

dekin , И почему соревновательная модель не применима? Она вообще применима во всем: делай лучше, качественные и быстрее чем другие!))

 

Хорошо. Допустим, вы предлагаете своему ребёнку всё делать лучше, качественнее и быстрее других. Ну так это верный рецепт выращивания невротика-перфекциониста. Как математик ответственно заявляю, что в задачах многокритериальной оптимизации целевые функции, как правило, взаимно конфликтуют. В разработке ПО, например, хорошо известна шутка "Быстро, качественно, недорого  - выберите любые два". Но конфликт целей - не главная проблема такого подхода. Гораздо серьёзнее тут другое. При злоупотреблении соревновательной мотивацией теряется главная цель обучения - получение знаний и развитие личности. Точнее, получение знаний из конечной цели превращается в некое промежуточное средство, помогающее вскарабкаться на некий иллюзорный пьедестал. Желание победить в выдуманном тобой же соревновании подминает под себя всё. При таком подходе мне лично наиболее жалко тех, кто карабкался-карабкался, и в конце концов всё-таки добрался до своего пьедестала (окончил школу с золотой медалью, институт - с красным дипломом, получил учёную степень) просто ради того, чтобы получить этот желанный трофей. Итог: столько времени потрачено ради корочки, а все полученные знания благополучно теряются через несколько лет, т.к. вместе с "результатом" теряется и мотивация к продолжению образования. Спрашивается, а в чём смысл?

Всё это вовсе не значит, что не нужно стремиться к успеху. Просто не существует такого пьедестала, который называется "Абсолютный успех во всём и везде", хотя иногда мне кажется, что не все люди это понимают.

Резюмирую. Соревновательная мотивация полезна при одновременном выполнении следующих условий:

1. Есть простая и понятная (формализуемая) конечная цель. Например, "Прибежать первым в дистанции на 100 м" или "Набрать наибольшее количество баллов, выполняя определённые задания".

2. Все изначально находятся в равных стартовых условиях.

3. Существуют чёткие критерии сравнения результатов.

4. (самое главное) Участие в соревновании является добровольным.

В школьном образовании не выполнен ни один из 4-х вышеперечисленных пунктов, поэтому использовать при обучении в школе соревновательную мотивацию в качестве доминирующей - значит, идти по пути замены сложного и многопланового образовательного процесса какой-то очень упрощённой примитивной модификацией, в которой выполняется подгонка нужного результата под вышеперечисленные пункты. Особенно смешно говорить о соревновательной мотивации в разрезе последнего пункта про добровольность участия. Так и представляю себе, как весь класс добровольно и с песней идёт соревноваться в получении наивысших баллов на контрольной по математике)))

 

P.S. - Я ни в коем случае не противник соревновательной мотивации в обучении! Мы с дочкой, например, используем её при выполнении математических разминок, где нужно решить 60 несложных арифметических примеров на время. Фиксируется общее время решения и количество допущенных ошибок. Всё это откладывается на графике, что позволяет ребёнку сравнивать свой текущий результат с прошлыми. Таким образом, ребёнок соревнуется сам с собой. Эти разминки у нас являются одним из самых любимых видов деятельности. Замечу, что в данном случае выполнены все 4 вышеперечисленных пункта.


Сообщение отредактировал dekin: 08 Март 2016 - 20:11

  • Oduvanchik это нравится

#95 Pava

Pava

    Бригадир всея Холмы

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 10 246
  • Адрес:Космонавтов, 4 Секция 2
  • Город:RedHillTown
  • Имя:Павел

Отправлено 08 Март 2016 - 20:09


В школьном образовании не выполнен ни один из 4-х вышеперечисленных пунктов
в домашнем тоже

#96 Йожег

Йожег

    Ласковая зверюга

  • Активист
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 8 494
  • Имя:Анна

Отправлено 08 Март 2016 - 22:15

Ребят, а что хотите-то от Дмитрия? :)))))) Я просто читаю и не пойму. :))))))) Чтоб он и думать не думал на эту тему или как? :))))
  • Rhaegal это нравится

#97 Йожег

Йожег

    Ласковая зверюга

  • Активист
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 8 494
  • Имя:Анна

Отправлено 08 Март 2016 - 22:22

 P.S. - Я ни в коем случае не противник соревновательной мотивации в обучении! Мы с дочкой, например, используем её при выполнении математических разминок, где нужно решить 60 несложных арифметических примеров на время. Фиксируется общее время решения и количество допущенных ошибок. Всё это откладывается на графике, что позволяет ребёнку сравнивать свой текущий результат с прошлыми. Таким образом, ребёнок соревнуется сам с собой. Эти разминки у нас являются одним из самых любимых видов деятельности. Замечу, что в данном случае выполнены все 4 вышеперечисленных пункта.


Так, так, так! А это уже в тему развития детей. Это для младшего ребенка, дошкольника? А сколько ей лет?

И если сейчас дома занимаетесь, то что используете в качестве методических пособий?

#98 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 08 Март 2016 - 23:08

в домашнем тоже

 

Всё правильно. Упор на соревновательную мотивацию в качестве основного драйвера при организации какой-то сложной деятельности делать не стоит при любом подходе к обучению.


Сообщение отредактировал dekin: 09 Март 2016 - 00:34


#99 dekin

dekin

    Гуру

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 796
  • Имя:Дмитрий

Отправлено 09 Март 2016 - 00:16

Так, так, так! А это уже в тему развития детей. Это для младшего ребенка, дошкольника? А сколько ей лет?

И если сейчас дома занимаетесь, то что используете в качестве методических пособий?

 

Дочке 7 лет. По математике мы идём с опережением программы 1-го класса. В качестве базового учебника используем Математику Б.П. Гейдмана (учебник и рабочие тетради). Большое подспорье для нас - книга замечательной Жени Кац "Математика в твоих руках". Я её год назад подарил Машиной учительнице, когда дочь ходила на подготовку, так у меня в этом году ребёнок выдаёт, когда эти задачки в классе всплывают: "О! Мы такую задачку дома разбирали!".

Для разогрева перед уроком используем Математические разминки. Там предлагается давать на каждое задание по 5 минут, но это актуально в условиях ограниченного времени урока. Я делаю немного иначе: просто фиксирую время выполнения задания в качестве второго параметра, чтобы не вызывать лишней спешки и невротизации. Практика показала, что за 6-7 минут ребёнок выполняет любые задания из данного пособия. Мы отмечаем наш прогресс на двух графиках: количество баллов и время, потраченное на выполнение задания. Ребёнок делает такие разминки с большим удовольствием, а мне с образовательной точки зрения крайне важно, что таким лёгким способом у неё вырабатывается навык безошибочного скоростного счёта. Поди, заставь ребёнка решить 60 арифметических примеров, а тут всё происходит легко и с удовольствием. Считать дочка действительно стала быстрее, но не это главное. Важнее то, что таким образом мы закрываем важную задачу подготовки к устному счёту в пределах 100 с переходом через десяток.

 

P.S. - Кстати, для дошкольников (4-6 лет) очень рекомендую книжку Жени Кац "Математика вприпрыжку" и рабочие тетради "Необычная математика" (там целая серия для 4-х, 5-6, 6-7 и 7-8 лет). В тетрадях задачки нескольких (около 10-15) типов, они периодически повторяются, но при этом постепенно усложняются. Мы активно использовали эти тетрадки в 5-6 лет, и они здорово подготовили нас к восприятию абстрактного понятия числа, к сравнению чисел (>,<,=), а также к сложению в пределах 10. Но не это самое главное. А главное - это то, что Маша с большим увлечением выполняла все задания без исключения, даже самые сложные, т.к. они ей были интересны. Именно книги Жени Кац помогли мне сформировать у ребёнка первоначальный интерес к математике. Она, кстати, активно практикующий педагог доп. образования, работает на юго-западе Москвы.


  • Йожег, Nadgen и Oduvanchik это нравится

#100 Oduvanchik

Oduvanchik

    Авторитет

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 3 567
  • Адрес:Б-р Космонавтов д.7 (11 корп)
  • Имя:Надежда

Отправлено 09 Март 2016 - 00:45

Обалдеть просто.
Далеко не у всех родителей есть такая сильная мотивация, чтобы тратить столько времени, сил и денег на обучение ребенка. Прям восхищаюсь Вами.
Конечно намного проще отдать в школу.

А как у Вас обстоит дело с чтением? Мы умеем читать с 4х лет (сейчас нам 6 исполнилось), но читать не любит, я и не заставляю. Вообще не знаю до сих пор, надо ли заставлять...




Copyright © 2024 ЖК Изумрудные холмы