dekin
, И почему соревновательная модель не применима? Она вообще применима во всем: делай лучше, качественные и быстрее чем другие!))
Хорошо. Допустим, вы предлагаете своему ребёнку всё делать лучше, качественнее и быстрее других. Ну так это верный рецепт выращивания невротика-перфекциониста. Как математик ответственно заявляю, что в задачах многокритериальной оптимизации целевые функции, как правило, взаимно конфликтуют. В разработке ПО, например, хорошо известна шутка "Быстро, качественно, недорого - выберите любые два". Но конфликт целей - не главная проблема такого подхода. Гораздо серьёзнее тут другое. При злоупотреблении соревновательной мотивацией теряется главная цель обучения - получение знаний и развитие личности. Точнее, получение знаний из конечной цели превращается в некое промежуточное средство, помогающее вскарабкаться на некий иллюзорный пьедестал. Желание победить в выдуманном тобой же соревновании подминает под себя всё. При таком подходе мне лично наиболее жалко тех, кто карабкался-карабкался, и в конце концов всё-таки добрался до своего пьедестала (окончил школу с золотой медалью, институт - с красным дипломом, получил учёную степень) просто ради того, чтобы получить этот желанный трофей. Итог: столько времени потрачено ради корочки, а все полученные знания благополучно теряются через несколько лет, т.к. вместе с "результатом" теряется и мотивация к продолжению образования. Спрашивается, а в чём смысл?
Всё это вовсе не значит, что не нужно стремиться к успеху. Просто не существует такого пьедестала, который называется "Абсолютный успех во всём и везде", хотя иногда мне кажется, что не все люди это понимают.
Резюмирую. Соревновательная мотивация полезна при одновременном выполнении следующих условий:
1. Есть простая и понятная (формализуемая) конечная цель. Например, "Прибежать первым в дистанции на 100 м" или "Набрать наибольшее количество баллов, выполняя определённые задания".
2. Все изначально находятся в равных стартовых условиях.
3. Существуют чёткие критерии сравнения результатов.
4. (самое главное) Участие в соревновании является добровольным.
В школьном образовании не выполнен ни один из 4-х вышеперечисленных пунктов, поэтому использовать при обучении в школе соревновательную мотивацию в качестве доминирующей - значит, идти по пути замены сложного и многопланового образовательного процесса какой-то очень упрощённой примитивной модификацией, в которой выполняется подгонка нужного результата под вышеперечисленные пункты. Особенно смешно говорить о соревновательной мотивации в разрезе последнего пункта про добровольность участия. Так и представляю себе, как весь класс добровольно и с песней идёт соревноваться в получении наивысших баллов на контрольной по математике)))
P.S. - Я ни в коем случае не противник соревновательной мотивации в обучении! Мы с дочкой, например, используем её при выполнении математических разминок, где нужно решить 60 несложных арифметических примеров на время. Фиксируется общее время решения и количество допущенных ошибок. Всё это откладывается на графике, что позволяет ребёнку сравнивать свой текущий результат с прошлыми. Таким образом, ребёнок соревнуется сам с собой. Эти разминки у нас являются одним из самых любимых видов деятельности. Замечу, что в данном случае выполнены все 4 вышеперечисленных пункта.
Сообщение отредактировал dekin: 08 Март 2016 - 20:11