Пришло время вернуться к собственной цитате полугодовой давности:
При выборе стратегии личностно-ориентированного развития обычная средняя школа рассматривается как один из инструментов, помогающий (или мешающий) следовать данной стратегии. Если ребёнок в школе теряет познавательную мотивацию, начинает работать на оценку, или, наоборот, утверждается в том, что больше тройки ему ничего не светит и перестаёт стараться, значит попросту в данной конкретной ситуации школа мешает следовать выбранной стратегии, вот и всё. Что делать в этой ситуации:
- приложить максимум усилий для исправления ситуации, оставаясь в данной конкретной образовательной среде;
- сменить класс/школу, если это возможно (например, вокруг полно школ, куда ребёнка берут не по прописке);
- выбрать альтернативную форму получения образования.
Самоцитированием заниматься нескромно, но я всё же решил сделать исключение, т.к. здесь тот самый случай, когда ты на деле применил к себе собственные слова. Итак, мы всё-таки решились и перевели ребёнка в другую школу и сменили форму обучения на очно-заочную. Теперь ребёнок посещает по субботам Школу одного дня в Ковчеге, а в течение недели мы занимаемся с дочкой самостоятельно. Получился некий синтез: "СО + позитивная школа".
Действовали мы именно в той последовательности, которую я, как получается, сам себе и предложил))).
В течение всего первого года обучения мы старались всячески поддерживать ребёнка и способствовать установлению позитивных взаимоотношений со школой: с учителем, с одноклассниками, с учебными процедурами и т.п. Где-то с середины первого класса стало понятно, что Маше гораздо интереснее заниматься математикой в режиме индивидуальных занятий, что мы и делали с февраля по август в дополнение к общеобразовательной программе. За два летних месяца занятий (по 1-2 часа в день, 3-4 дня в неделю) нам удалось в увлекательной форме овладеть материалом, изучаемым по "Школе России" в течение первых трёх четвертей 2-го класса (всё до умножения). Я гораздо лучше понял мотивы своего ребёнка, осознал главные причины частой скуки и состояния "выключенности" на обычных школьных уроках, идентифицировал главные источники переутомляемости и снижения когнитивных способностей ребёнка и главное - выработал персональную методику обучения Маши математике в начальной школе.
Во второй класс ребёнок пошёл с уверенным владением устным счётом в пределах сотни, умением решать задачи разными способами, делать краткую запись и составлять схемы (это, конечно, отдельная глупость, но таковы ФГОСы), решать задачи по действиям и с помощью выражения, находить периметры многоугольников и т. д. Мне казалось, что если Маша будет абсолютно уверена в своих знаниях по предмету (чего не было в первом полугодии 1-го класса - я ведь не просто так начал заниматься с ребёнком), то она не будет бояться учителя, и школьные уроки у строгого и требовательного педагога будут проходить легко и ненавязчиво. Как же я ошибался! В первую же учебную неделю, 5-го или 6-го сентября, Маша поведала мне душераздирающую историю про математический диктант, который они писали, по всей видимости, впервые в своей жизни (в этом учебном году - совершенно точно). Учительница устно говорила задание, а детям нужно было записывать ответ на листочке. На третьем или четвёртом вопросе учителя "Девять - это три и ...?" Маша непроизвольно произнесла вслух: "Шесть!", после чего учительница сказала "Ааа! Попалась! Я же сказала, что нельзя говорить вслух!", отобрала у Маши листочек и сказала: "Двойка тебе!", правда тут же великодушно добавила: "Но в первую неделю я плохих оценок решила не ставить, так что не расстраивайся!". В общем, так Маша получила свою первую в жизни оценку по математике, и, действительно, не сильно расстроилась. На последующих уроках Маша получила подряд несколько пятёрок за работу в классе. Никакой радости они у неё не вызвали. На моё искреннее недоумение: "Почему же ты не радуешься?" отвечает: "Лучше бы оценки были плохие, чем уроки неинтересные". И тут я понял, что совершил непоправимую ошибку: ребёнка больше не интересует Школьная Оценка - главный столп традиционной советской модели образования, основной мотиватор учебной деятельности, главный источник как шоколадок и мороженых, так и слёз, боли и отчаяния в предвкушении домашней порки. Стало понятно, что нам с этим надо что-то делать стратегически, т.к. в советской школе невозможно быть успешным, если ты яростно не молишься на оценки. Именно страх получить нагоняй от учителя или плохую оценку в дневник стимулирует внимательность, память, сообразительность и является основным побудительным мотивом ребёнка при ответе на уроке и выполнении домашних заданий. Желание получить хорошую оценку тоже встречается в качестве мотива, но обычно также принимает форму страха: я хочу получить хорошую оценку, т.к. боюсь получить плохую. Добила же нас ситуация с семенами на уроке технологии. Я уже писал об этом ранее в другой теме (хотя и немного в другом контексте), поэтому не буду здесь повторяться.
Итак, решение принято, документы из 15-й школы забрали. Сейчас нужно перестроиться и войти в состояние "новой нормальности". После адаптационного периода начну здесь потихоньку писать о том, что у нас получается, и, что более важно, о проблемах, с которыми мы наверняка будем сталкиваться в дальнейшем.
Сообщение отредактировал dekin: 28 Сентябрь 2016 - 14:31